17 Февраль 2017

Биометрия как альтернативный способ идентификации клиентов

ЕСИА как универсальный идентификационный центр: что изменится?
Здесь на первый план начинает выходить тренд, тесно связанный с первым, – использование Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для предоставления населению финансовых услуг коммерческими структурами. Ключевые преимущества использования ЕСИА очевидны – высокая доля охвата населения (на сегодняшний день в системе зарегистрировано 40 млн человек, или каждый второй пользователь Рунета) плюс возможность удаленной идентификации банками клиентов без необходимости даже первичного посещения ими банковских отделений. Как отметил в ходе беседы с журналом «ПЛАС» зам. министра Минкомсвязи Алексей Козырев, по закону сейчас кредитная организация должна идентифицировать своего будущего клиента по паспорту при его личном обращении в банк. Для банков же содержание отделений, особенно в небольших населенных пунктах, часто бывает экономически невыгодно. Возникает проблема: люди там просто физически не могут добраться до поставщиков финансовых услуг. Поэтому удаленная идентификация многим нашим гражданам даст доступ к финансовым услугам, которого сейчас они практически не имеют». По его словам, в случае с ЕСИА «мы строим систему, позволяющую выдать универсальный логин и пароль, который будет работать в любых банках».

Очевидно, что если ЕСИА удастся в полной мере сыграть роль своего рода универсального идентификационного центра, которая в свое время ожидаемо не удалась почившему УЭК и на которую, по мнению ряда экспертов, отчасти претендует сегодня ПС «Мир», обозначенная «нишевая» конкуренция между банками только обострится. Клиенты, не связанные более необходимостью заново проходить все процедуры первичной идентификации в каждом банке, смогут пользоваться любыми финансовыми сервисами любого игрока с помощью того же «одного клика».

 

Распознавание лиц – прорывная технология идентификации.
В то же время, как показывает практика, в отношении самих биометрических данных одним из приоритетов ряд банков рассматривает именно технологию распознавания лиц. Не случайно начало 2017 года ознаменовалось запуском сразу двух таких проектов. Так, Банк «Открытие» реализовал идентификацию клиентов с использованием системы по анализу биометрии лица. Заявленная цель проекта – оптимизация обслуживания и времени ожидания клиентов в очереди в отделениях банка. Проект стартовал сразу в трех отделениях банка в Москве на базе специально развернутой самообучающейся нейронной сети. В каждом из них были установлены оснащенные камерой терминалы, которые фотографировали клиентов непосредственно в процессе самообслуживания. При повторном обращении система с помощью той же камеры предварительно идентифицирует клиента еще на этапе получения им талона электронной очереди, что позволяет операционисту еще быстрее получить все необходимые для работы с клиентом данные. В будущем банк планирует интегрировать систему распознавания лиц в свою CRM для более эффективного использования возможностей технологии в плане повышения качества клиентского обслуживания.

В свою очередь, Тинькофф Банк запустил систему верификации и идентификации лиц для решения несколько иных задач – проведения офлайн-расследований. Речь идет об анализе клиентской базы с целью выявления признаков мошенничества, а также для верификации по фотографии клиентов, подавших заявку на получение кредита.

Характерно, что оба банка использовали решения компании VisionLabs – разработчика программного обеспечения и облачных сервисов, несмотря на достаточно широкий спектр вендоров, предлагающих на российском рынке подобные разработки. Как комментируют эксперты, такое единство выбора объясняется прежде всего тем, что решение для распознавания лиц VisionLabs является сегодня достаточно апробированным – полтора года назад на его основе был реализован сервис FPS.Bio от кредитного бюро «Эквифакс».

Сегодня Тинькофф Банк планирует расширить сферу применения данной хорошо зарекомендовавшей себя биометрической технологии, в том числе применяя ее в качестве дополнительного фактора удаленной идентификации клиента. В отличие от отпечатков пальцев и рисунка сосудов ладони, технология распознавания лиц не требует от клиента наличия у него специального сканера и может быть использована, в том числе, в рамках мобильного приложения с задействованием встроенной камеры смартфона. На этом фоне одной из первоначальных задач для банка является повышение качества используемых фотографий, после чего он сможет использовать распознавание лиц для выявления мошенников с последующей передачей информации в правоохранительные органы. При этом эталонный фотопортрет клиента сотрудники банка делают, в том числе, при выезде к нему на дом для оформления договора.

В свою очередь, по словам Алексея Благирева, директора по инновациям Банка «Открытие», их инициатива по внедрению технологии распознавания лиц тесно связана с ожидаемыми в недалеком будущем изменениями законодательства и требований регулятора в части биометрии. Сегодня нормы 115-ФЗ никак не упоминают использования биометрической идентификации, в то же время регулирующие органы и банки рассматривают ее как эффективный дополнительный фактор в рамках предоставления ДБО, наличие которого позволяет заметно расширить полномочия клиента при проведении финансовых операций, включая открытие счета и предоставление кредита.

Интересно, что, по заявлению некоторых экспертов, именно технология распознавания лиц в силу своей простоты может быть задействована при идентификации банковских клиентов в рамках ЕСИА и уже рассматривается в соответствующих пилотных проектах.

При этом, как они считают, об использовании биометрии в качестве альтернативного способа идентификации, позволяющего отказаться от традиционных банковских карт и ПИН-кода, в обозримом будущем речь не идет в принципе.

Читать статью на plusworld.ru