6 Декабрь 2016

Генеральный директор VisionLabs Александр Ханин рассказал Forbes о новых технологиях распознавания лиц для банков.

Каждая из российских компаний старается захватывать лидерство в разных нишах. VisionLabs нацелена преимущественно на банковскую сферу. Александр Ханин, глава VisionLabs, поясняет: «Мы выбрали финансовый сегмент, потому что только там могли просчитывать эффект от использования технологии с точностью до рубля каждый день». Ориентироваться на один клиентский сегмент VisionLabs подсказали на акселерации в Intel в 2013 году. Это произошло спустя год после основания компании Ханиным (он автор технологии, по образованию инженер-конструктор роботехнической системы) и Алексеем Нехаевым (бывший топ-менеджер компании «Крок»). Основатели вложили около $100 000 собственных средств (около 3 млн рублей по курсу 2012 года). Этого хватило, чтобы довести проект до самоокупаемости и закрыть 2015 год с прибылью в 20 млн рублей. VisionLabs привлекала инвестиции дважды: почти 1 млн рублей в 2013 году от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и 350 млн рублей в 2016 году от венчурного фонда АФК «Система» Sistema Venture Capital. «VisionLabs смогла упаковать технологию в понятный рынку и востребованный продукт, в этом их сильное преимущество перед конкурентами», — говорит вице-президент по технологиям фонда Sistema Venture Capital Дмитрий Филатов.

Первый крупный контракт VisionLabs заключила с «Лето Банком» в 2014 году (в январе 2016 года на базе «Лето Банка» создан «Почта Банк»). Сегодня технологию VisionLabs используют 25 банков, включая группу ВТБ, бюро кредитных историй «Эквифакс» и казахстанский банк Kaspi Bank. Компания начинает осваивать и продуктовый, и люксовый ритейл. «Мы проверили более 10 поставщиков решений по распознаванию лиц, — рассказывает Олег Лагуткин, глава «Эквифакс». — VisionLabs показал один из лучших результатов по распознаванию и уровню ошибок. В среднем в год с помощью биометрической машины мы выявляем мошеннических случаев на сумму более 4 млрд рублей».

VisionLabs предлагает две версии системы распознавания лиц. VisionLabs Luna – платформа, которую клиенты приобретают и используют у себя. Ее стоимость может достигать нескольких десятков миллионов рублей. Второй продукт — облачная версия Face_Is, которая доступна при оформлении подписки. За него клиентам придется отдать от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей в месяц. Обе системы работают cо сложными алгоритмами компьютерного зрения, которые выявляют специфические черты каждого лица (например, разрез глаз, форму носа и т.д.) и впоследствии позволяют найти их же на фото в архивах клиента. Luna обычно покупают крупные заказчики, в том числе банки, чтобы бороться с мошенниками, увеличивать лояльность посетителей отделений, а также следить за работой сотрудников в точках. А Face_Is, как более дешевый вариант, покупают небольшие магазины: система, распознав лицо, находит нужную «карточку» посетителя в CRM-системе, узнает из нее его историю покупок, интересы и данные профиля — и в его мобильный падает уведомление с персональным предложением (например, совет о товаре или скидка).

Создатели VisionLabs полностью сконцентрированы на разработке алгоритмов. VisionLabs интегрирует систему в существующую IT-инфраструктуру клиента без необходимости покупки новых камер и дополнительного оборудования. «Наш продукт называется Luna – от латинского «луна», потому что его использование имеет две стороны. Темная — это борьба с мошенничеством и попытками обмануть банк, светлая — стремление улучшить качество обслуживания клиентов путем их быстрой идентификации, — объясняет Ханин. — Мы понимаем, что наша технология — это оружие. Важно, в каких руках оно окажется. Мы считаем, что мы на стороне добра».

Читать статью на Forbes