21 Март 2017

«Коммерсант» о единой эталонной базе биометрических данных

На российском банковском рынке в ближайшие полгода появится единый федеральный оператор по сбору и хранению эталонов голосов и лиц клиентов. Этот проект ЦБ даст новые возможности удаленным пользователям банковских услуг, но и вызовет волну сокращений в банках.

Эталон лица
Первым на российский рынок проект по идентификации лиц в мобильных приложениях намерен вывести банк «Открытие». Во второй половине апреля скачать оригинальное мобильное приложение смогут все его клиенты, использующие гаджеты с iOS и Android. К середине марта банк завершил тестирование ноу-хау в трех московских офисах и остался доволен результатами. Эталоны лиц брались из кредитного конвейера банка. Затем операционист сличал первичный эталон с фотографией клиента, сделанной автоматически в момент получения им талона электронной очереди, и принимал решение: или соглашался с выбором системы, или признавал, что выбор был сделан некорректно. Сейчас банк собрал 15 тыс. подтвержденных эталонов лиц.

Как пояснил директор по инновациям банка «Открытие» Алексей Благирев, с помощью нового мобильного приложения клиенты в Москве получат возможность совершать несколько операций. Среди них: денежные переводы, P2P-переводы (с карты одного банка на карту другого банка) и anti-fraud сценарий (увеличение лимита на операции). В дальнейшем круг услуг будет существенно расширен. Причем при наличии единой базы биометрии повторное посещение и обслуживание клиента в банковском офисе может обходиться без операционистов, например с помощью так называемых сервис-киосков. Системы будут обращаться к единой базе, распознавать клиента и иметь возможность предоставить ему тот или иной продукт или услугу.

Разработчик технологии — компания VisionLabs. «Решение обладает высоким уровнем безопасности. Систему нельзя обмануть при помощи фотографии или видео. В платформу LUNA, благодаря которой распознается лицо, встроен liveness detector, способный отличить объемное лицо живого человека от фото- или видеоизображения»,— отметил гендиректор VisionLabs Александр Ханин. По его словам, распознавание по лицу ускоряет и упрощает процесс проверки личности, позволяя более эффективно бороться с мошенничеством. «Если мобильное устройство не принадлежит человеку, который пытается зайти в личный кабинет, даже если он знает логин и пароль, ему будет отказано в доступе. Наша платформа через бюро кредитных историй Equifax, внедренное в систему FPS.Bio, уже доказала свою эффективность, сэкономив российским банкам более 4 млрд руб. в первый год использования»,— сообщил господин Ханин.

Запуск технологии VisionLabs LUNA по распознаванию лиц в клиентском мобильном приложении планирует в текущем году Тинькофф-банк. Развивает подобный проект и Почта-банк.

Тормозит запуск биометрических решений отсутствие в РФ общей эталонной базы биометрических данных и единых стандартов. Но скоро эти препятствия исчезнут.

Читать статью в «Коммерсанте»