10 Январь 2017

Технологии как опора экономики

Развитие технологического предпринимательства в Рос­сии началось недавно — рабо­тающие с такими проектами венчурные фонды появились чуть более десятка лет назад. Но за эти годы произошел ги­гантский скачок в области до­ведения технологических ин­новаций до уровня успешно­го бизнеса. Есть ли у России шанс стать страной — произ­водителем технологических новинок и что для этого нуж­но, корреспонденту «Известия» Ольге Кучеровой рассказы­вает президент Московской школы управления «Сколко­во» АНДРЕЙ ШАРОНОВ.

— Есть ли необходимость развивать технологическое предпринима­тельство в России?
— Безусловно, есть. Российская экономика сейчас очень силь­но зависит от цены и спроса на нефть, но «нефтяной век» рано или поздно закончится. Как го­ворится, «каменный век закон­чился не потому, что закончи­лись камни». У нас есть, конечно, и другие сферы, где мы сильны и можем продукцию экспортиро­вать: программное обеспечение, вооружения, зерно, продукты пи­тания, но этого мало. Мы долж­ны стремиться производить ин­новационные продукты, которые будут покупаться во всем мире.

— А они будут покупаться? На Западе же разработка и вне­дрение инновационных продук­тов лучше поставлены, чем у нас, у них своих новинок хва­тает.
— Любые инновации междуна­родны, страновая принадлеж­ность тут не важна. Покупатель, например, в Германии купит то, что лучше удовлетворяет его по­требности, вне зависимости от того, где это произведено. Если это на самом деле инновация — будут покупать.

— Но пока мы мало создаем технологических новинок, это пока единичные случаи?
— Конечно, мало, но больше, чем мы привыкли думать. Мало кто знает, что в автомобилях и теле­фонах есть детали, разработан­ные российскими специалиста­ми, в IT-области мы достаточно сильны.

— Где сейчас в России, на ваш взгляд, главным образом рож­даются технологические инно­вации: в «гаражной экономи­ке» или в R&D-отделах круп­ных корпораций?
— Я бы не стал противопостав­лять эти два источника: у круп­ных корпораций больше финан­совых и технологических ре­сурсов, зато в «гаражном биз­несе» на порядок больше идей. Самые успешные и перспектив­ные стартапы скупают круп­ные корпорации. Они постоян­но «рыщут» по рынку в поисках прорывных изобретений, кото­рые могут помочь им в борьбе с конкурентами или сами соста­вить конкуренцию. Рынку нуж­но и то, и другое. «Гаражные разработки», многочисленные стартапы дают необходимую пи­тательную среду, из которой вы­растают настоящие инновации. Но от изобретения до настояще­го продукта, который нравится потребителю, очень далеко.
У нас в стране традиционно было все хорошо с изобретате­лями, но не очень хорошо с ин­новаторами. Характерный при­мер — изобретение радио Алек­сандром Поповым, который был физиком, но не предпринимате­лем. Поэтому на Западе принято считать, что радио изобрел ита­льянец Гульельмо Маркони, ко­торый смог заинтересовать сво­ей разработкой достаточно ши­рокую аудиторию.

— Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась? Есть ли какие-то специальные обучаю­щие курсы или программы для топ-менеджеров, которые мог­ли бы доводить наши изобрете­ния до уровня успешного, воз­можно, даже международного, бизнеса?
— У нас в бизнес-школе «Сколко­во» есть 9-недельная программа «Стартап Академия», нацелен­ная как раз на обучение предпринимателей, которым нужно вывести на рынок новинку.

— Есть ли примеры успешного вывода на рынок высокотехно­логичного проекта выпускни­ками школы?
— Могу привести сравнитель­но недавний пример: Алексей Нехаев, выпускник програм­мы Executive MBA-4 нашей шко­лы, вместе с молодыми учены­ми, в том числе с Александром Ханиным из МГТУ име­ни Баумана, основал компанию VisionLabs и вывел на рынок принципиально новую высоко­точную платформу распознава­ния лиц — VisionLabs LUNA. С ее помощью можно анализировать фото- и видеоматериалы и срав­нивать их с многомиллионными базами данных. VisionLabs уже получила в качестве партнеров такие компании, как Intel, Cisco, Facebook и Google.
Это заметили венчурные фонды — этим летом фонд АФК «Система» — Sistema Venture Capital — проинвестировал в VisionLabs 350 млн рублей, что позволило оценить сам бизнес в 1,4 млрд рублей.
Это пример очень успешно­го взаимодействия разработчи­ков и венчурных фондов и дока­зательство того, что реальная инновационная технология бы­стро находит своего потребите­ля: и на российском рынке, и за рубежом.

Читать статью в «Известия»